• zdan_institut
  • poligon

Мысль + руки

rkcmpКак компьютерный инжиниринг ускоряет машиностроение

Удержаться на современном рынке, где выигрывают новые товары и услуги, можно только одним способом: в кратчайшие сроки дать ему желаемое. Вопрос, как это сделать, актуален не только для нашей страны. В Германии, например, провели исследование, чтобы понять, как адаптировать производство к запросам даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И пришли к выводу, что главным образом должны меняться технологии, задействованные на стадии разработки продукта. Этот процесс идет и у нас, в том числе в ключевой отрасли — машиностроении. Ускорить появление инноваций тут позволяет компьютерный инжиниринг. Увидеть, как это работает, можно в Республиканском компьютерном центре машиностроительного профиля при Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук.

— Самая большая цена ошибки — на этапе проектирования. Если ее заложили и она пойдет дальше, до конечного изделия, можно представить, сколько будет вовлечено средств и сил в начальное производство и последующие изменения. Наша работа минимизирует риск ошибки еще на стадии выбора концептуального решения, той или иной схемы конструкции. С помощью компьютерных технологий можно просчитать, оценить, сопоставить разные варианты, не доходя до стадии изготовления в металле, как раньше. И сделать правильный выбор, сократив время и уменьшив затраты. Иного пути, чтобы обогнать конкурента, нет, — уверен директор компьютерного центра Алексей Шмелев.

Эра чертежей уходит в прошлое. Ставка во всем мире делается на технологии цифрового производства, и в частности компьютерные системы CAD и CAE. Первая отвечает за конструирование и дизайн, вторая — за расчеты и инженерный анализ. Если раньше при проектировании новой модели могли быть задействованы сотни человек, сейчас задачи решают единицы. Как, например, в отделе дизайна компьютерного центра, где отрабатывается внешний облик трамваев, троллейбусов, автобусов, грузовой спецтехники и многого другого для наших предприятий машиностроения. Начальник отдела Павел Коннович сразу расставляет точки над «i»: промышленный дизайн — это не «рисование картинок», хотя этот этап тоже присутствует. Но он не оторван от реальности и строится на большой технологической основе, учитывает и ограничения, которые зачастую определяет само предприятие. Продумывается все — вплоть до комплектующих и способа крепления. За «своим лицом» сюда обращались МАЗ–МАН, МЗКТ, МТЗ, МАЗ, БелАЗ. Одна из последних крупных работ отдела — внешний облик трамвая «Метелица» компании «Штадлер–Минск» плюс разработка эргономики и дизайна рабочего места водителя.

— Надо было сделать его удобным для человека любого роста. Но учесть, что и у нас, и в России до 80% водителей трамваев — женщины. В целом их рост чуть меньше. Поэтому подумали об их комфорте. Допустим, в старых моделях трамвая щиток приборов устроен так, что невысокому водителю ухудшает обзор. Здесь мы сделали эту часть более компактной при сохранении функционала. Это была не самая простая задача с учетом имеющихся комплектующих. Также в интерьер водительской кабины мы добавили приятные материалы для создания комфортной атмосферы. Заказчик получил математические модели, по которым мог создавать оснастку для изготовления деталей, — делится нюансами проектирования Павел Коннович.

Заложенные решения оправдались: производитель выиграл тендер на поставку 23 трамваев в Санкт–Петербург. Чтобы получить пропуск на внешний рынок, дизайн — немаловажная деталь. Например, в свое время предприятие «Белкоммунмаш» обратилось в компьютерный центр Объединенного института машиностроения именно потому, что устаревший дизайн троллейбуса стал препятствием для участия в зарубежном тендере. С тех пор завязалось сотрудничество, которое от решения локальных задач доросло до полной переработки облика троллейбуса. А сегодня уже идет работа над новым внешним видом электробуса — того самого, который только начинает работать на маршрутах в Минске. Хоть нам, пассажирам, он и кажется очень современным, профессионалы видят, как сделать его лучше. Еще здесь колдуют над экстерьером и интерьером «аэродромника» для АМАЗ — автобус шириной три метра, подвозящий пассажиров к самолету, должен быть ярким и выразительным, визитной карточкой аэропорта. И дорабатывают внешний вид многофункциональной коммунальной вакуумной машины — академической разработки, ставшей недавно призером Республиканского конкурса инновационных проектов. Мощная и внушительная на мониторе, в жизни она компактная, не более двух метров высотой.

А вот оценка, как техника поведет себя в эксплуатации, будет ли долговечной и безопасной, происходит в отделе моделирования и виртуальных испытаний компьютерного центра. Тут могут создать цифровой аналог любой машины или ее элемента и провести с ними целый ряд экспериментов, для чего используются собственные ноу–хау: модули для обработки данных, методики исследований и построения моделей. Скажем, спроектирован каркас автобуса. Останется ли при опрокидывании достаточно безопасного места в нем? Или уцелеет ли водитель грузовика при лобовом столкновении? Ответы дают виртуальные краш–тесты — еще до того, как объект выйдет на реальные испытания. Исправление недочетов идет на стадии цифровой модели. Кстати, этот метод помогает выявить слабые места и у уже существующих машин. Например, один производитель столкнулся с тем, что деталь двигателя стала разрушаться по неясной причине. Виртуальное исследование ее выявило. У другого стали «лететь» сварные диски колес. По результатам цифрового эксперимента был обоснован рецепт, как увеличить их долговечность в 20 раз.

Важная часть работы — оценка автомобиля в целом, расчет его функциональности, свойств и поиск возможностей по оптимизации узлов, например, для экономии топлива. И тут главное — общаться с заводом на одном языке.

— Мы имеем дело с крупными предприятиями, и для каждого надо наработать методики, вникнуть в его особенности и проблемы. Например, БелАЗ создал самый большой в мире самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Завод постоянно работает над совершенствованием машины, снижает вес, улучшает эксплуатационные характеристики. Для этого мы, используя конструкторскую документацию, создали ее виртуальные аналоги и воссоздали условия, в которых она работает. Модель движется, и все параметры отображаются на экране. Определяется кинематика, динамика, можно выделить нагрузки на отдельную деталь, увидеть, что стоит усовершенствовать, — объясняет начальник отдела моделирования и виртуальных испытаний Андрей Колесникович.

Исследования говорят, что компьютерный инжиниринг способен сократить срок разработки практически на треть, а ее стоимость — до 23%. Причем в Объединенном институте машиностроения возможности собраны наиболее полно, от дизайна до конечных испытаний.

Кстати

Технологии 3D–печати также активно интегрируются в процесс проектирования машин. В институте идут эксперименты по исследованию механических свойств образцов материалов, изготовленных на 3D–принтере. Зная характеристики, их можно использовать в методиках расчета для напечатанных таким способом деталей.

Юлия ВАСИЛИШИНА
vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 31 (25166). Среда, 15 февраля 2017

 

Грант Президента Республики Беларусь

kukarekoРаспоряжением Президента Республики Беларусь от 24.01.2017 № 12рп «О предоставлении грантов Президента Республики Беларусь на 2017 год» Кукареко Владимиру Аркадьевичу, начальнику центра структурных исследований и трибо-механических испытаний материалов и изделий машиностроения Объединенного института машиностроения НАН Беларуси предоставлен ежемесячный грант Президента Республики Беларусь на 2017 год в области науки.

Грант предоставлен на исследование закономерностей формирования износо- и коррозионностойких слоев в газотермических стальных покрытиях с метастабильными фазами в процессе их напыления и модифицирования интенсивными потоками ионов примесей внедрения в целях использования в машиностроении для создания высоконагруженных пар трения механических и гидравлических систем (гидроцилиндров, валов машин и механизмов, другого).

Источник: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/rasporjazhenie-12rp-ot-24-janvarja-2017-g-15453/

Малогабаритная коммунальная машина

kommuna Серийный выпуск уличных малогабаритных коммунальных машин планируется наладить в Беларуси с конца 2018 года. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА руководитель проекта, заместитель директора Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Игорь Лыгач.

«Мы разрабатываем малогабаритную коммунальную вакуумную подметально-уборочную и солераспределительную машину. Она предназначена для уборки труднодоступных для большой техники мест — тротуаров, парков, скверов, парковок. В конце 2017 года будет создан опытный образец, который в следующем году пройдет эксплуатационные испытания в коммунальных службах города. Затем, при необходимости, мы доработаем машину по результатам испытаний, и уже с конца 2018 года планируется начать серийный выпуск», — рассказал Игорь Лыгач. По его словам, ранее в Беларуси подобная техника не производилась.

Согласно оценке специалистов, в стране требуется несколько сотен малогабаритных вакуумных машин: для Минска, областных и районных центров. Также планируется выйти на международный рынок. «Фирма, которая будет заниматься выпуском машины, уже сейчас прорабатывает рынки сбыта. Начнем с России, затем будем продавать технику в страны дальнего зарубежья. Мы планируем, что около 60% от общего числа выпускаемых машин пойдет на экспорт», — отметил руководитель проекта. Машина будет небольших габаритов: не более 1,3 м в ширину, до 2 м в высоту и около 4 м в длину. Основные ее преимущества — высокая маневренность, мобильность и возможность круглогодичной механизированной уборки и обслуживания объектов городской инфраструктуры. «Кроме того, двигатель требуется всего до 90 л.с. На первом этапе мы будем ставить итальянский двигатель, но планируем локализовать производство в Беларуси. Для этого мы уже сделали запрос на Минский моторный завод, который разрабатывает двигатели и под малогабаритную технику», — добавил Игорь Лыгач. У малогабаритной коммунальной вакуумной машины будет универсальное шасси, на которое можно устанавливать зимнее или летнее оборудование. Летом она будет оснащаться подметально-вакуумным оборудованием, а зимой — солераспределительным, с небольшим отвалом, чтобы расчищать дорожки.

«В будущем планируется еще более 10 надстроек для всех нужд коммунального хозяйства», — рассказал руководитель проекта. По его словам, дизайну машины было уделено особое внимание. «Но наш продукт еще не запатентован, поэтому окончательный вид машины мы продемонстрируем позже», — пояснил он. Разработка заняла 3-е место в номинации «Лучший инновационный проект» республиканского конкурса инновационных проектов 2016 года.


Источник: http://www.belta.by/economics/view/serijnyj-vypusk-malogabaritnyh-kommunalnyh-mashin-planiruetsja-naladit-v-belarusi-v-2018-godu-229515-2017/

Тест-драйв электробуса

elektrobusСегодня Сергей Поддубко, Олег Еловой и Александр Белевич приняли участие в демонстрации пробного выезда в город первого электробуса «Белкоммунмаш». 

Пока специалисты уточняют технические нюансы и готовят электробусы к городской эксплуатации. В новом электробусе сразу привлекает внимание яркий дизайн и просторный салон. Кроме того, кондиционер, информационная система, видеонаблюдение. Плюс подзарядка любого гаджета. Сам же «Витовт» будет «питаться» с помощью специального полупантографа. Это позволяет ему быть более маневренным на улицах города. В том, что именно у такого инновационного транспорта большая перспектива, уверено руководство Минска и страны. Меньше шума и больше уюта. Не забыли и о людях с ограниченными возможностями. Для таких пассажиров также продуманы приспособления. Всего же электробус рассчитан на 150 человек. Уже известны и маршруты для инновационных транспортных новичков.

Планы Белкоммунмаша на 2017 год — как обеспечить новым транспортом внутренний рынок, так и расширить экспорт. Электробусы заинтересовали не только Москву и Санкт-Петербург, но и столицу Ирана — Тегеран.

Сейчас ученые, конструкторы и машиностроители разрабатывают гибридные автобусы — это микс между автобусом и троллейбусом. Его суть как и у электробуса — двигаться экономно и экологически. Правда, уже не на десятки, а сотни километров.

Читать полностью:

http://www.belta.by/economics/view/gibridnyj-avtobus-planiruetsja-sozdat-v-belarusi-v-2017-godu-225544-2016/ 
http://www.tvr.by/news/obshchestvo/gorodskoy_passazhirskiy_transport_novogo_pokoleniya_vykhodit_na_stolichnye_ulitsy/.

 

  • 2
  • 3
  • 4

 

 

Призовое место в конкурсе «Лучший инновационный проект»

001В большом конференц-зале инкубатора малого предпринимательства КУП «Молодежная социальная служба» 21 декабря 2016 г. награждали победителей и финалистов 7-го Республиканского конкурса инновационных проектов 2016. В числе победителей — Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. Проект Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля института «Разработка и освоение производства комбинированной коммунальной вакуумной подметально-уборочной и солераспределительной машины на базовом универсальном малогабаритном полноприводном шасси с гидростатической трансмиссией» занял 3 место в номинации «Лучший инновационный проект».

Справочно. Республиканский конкурс проводится ГКНТ при участии Белорусского инновационного фонда, Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования, общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» по 2-м номинациям: «Лучший инновационный проект» и «Лучший молодежный инновационный проект». Основным результатом проводимого конкурса является отобранный перечень инновационных проектов для дальнейшего содействия в поиске инвестиционной поддержки. Участниками конкурса выступают ВУЗы, государственные учреждения, предприятия, авторские коллективы, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В рамках конкурса эксперты рассматривали проекты с детально проработанной стратегией реализации (коммерциализации). Всего на конкурс в 2016 году было подано 172 заявки.

«Необходимо отметить высокий уровень подготовки представленных в этом году на конкурс материалов, а также глубины проработки вопросов тех направлений научно-технической деятельности, по которым были заявлены инновационные проекты. Впервые за годы проведения среди победителей и призеров конкурса в 2016 году была реализована дальнейшая коммерциализация трех проектов, каждый из которых получил сертификат на сумму 11680 белорусских рублей», — подчеркнул Председатель ГКНТ Александр Шумилин.

http://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/news/------2016-/

  • 1
  • 2
  • 3

 

 

 

Утверждены стандарты в области надежности

gost1Постановлением Госстандарта № 83 от 26.10.2016 в Перечне утвержденных и вводимых в действие с 1 июня 2017 г. государственных стандартов Республики Беларусь указаны разработанные Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси и ТК BY 33 (позиции 11 и 12 Перечня): 11. СТБ 2465-2016 «Надежность в технике. Менеджмент надежности технически сложных изделий»; 12. СТБ 2466-2016 «Надежность в технике. Расчет надежности технически сложных изделий».

Постановление размещено на сайте Госстандарта (http://www.tnpa.by/MinByYear.php?UrlRid=225).

Бензин ваш, идеи наши

taxi

Города не хотят задыхаться в смоге. Но как быть, если без транспорта невозможно, а вредные выбросы от него буквально отравляют жизнь? Проблему решает электротранспорт. Его развитие сегодня — глобальный тренд. Число электромобилей в мире в 2015 году достигло 1,26 млн, лидеры по продажам — Китай и США. Европа тоже подтягивается. По прогнозам, доля машин, которым нужна электророзетка, будет постоянно расти и к 2030 году может достигнуть 30% от объема продаж. Все больше мегаполисов выбирают для себя «чистый» транспорт: электротакси стали привычной частью пейзажа в Пекине, Мадриде, Барселоне, Дублине, Киеве, Харькове, Москве, Сочи. Есть и другой момент: КПД привычного двигателя внутреннего сгорания, сжигающего ценное углеводородное топливо, — всего 30 — 40%, а у экологически безопасного электропривода эффективность доходит до 90%! На этот путь мы уже встали. В декабре на улицах Минска появятся первые электробусы Vitovt, собранные на заводе «Белкоммунмаш». А специалисты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси занялись разработкой первого отечественного электромобиля. Научного потенциала, которого требует эта задача, у нас достаточно. Техникой нашего недалекого будущего поинтересовалась корреспондент «СБ».

Над созданием электромобиля работают специалисты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, который выступает одновременно и главным действующим лицом, и консолидатором усилий других участников в этом направлении. Развитие электротранспорта, эффективного и экологически безопасного, — мировой тренд. И у нас достаточно научного потенциала, чтобы ему соответствовать. Ведь только подумать: привычный двигатель внутреннего сгорания сжигает ценное углеводородное топливо, в атмосферу выбрасываются тонны вредных веществ, и при этом его КПД едва достигает 30 — 40 %. А у экологически безопасного электропривода эффективность доходит до 90 %!

Отечественный электрокар планируется делать на базе легкового автомобиля Geely компании «Белджи».

— Схема, когда в электромобиль превращают серийный, классический автомобиль, — самая дешевая. Почти все производители — «Фольксваген», «Ситроен», «Пежо» — пошли по этому пути: наряду с серийными авто с двигателем внутреннего сгорания у них с конвейера сходят версии и гибридные, и электрические, — вводит в курс дела гендиректор Объединенного института машиностроения, кандидат технических наук Сергей Поддубко.

Сейчас «Белджи» собирает автомобили на предприятии в Борисове, но уже строится крупный завод по их производству на площадке между Борисовом и Жодино. Отличий в дизайне у экологичной версии, которую назвали Belgee electro, не будет — ее внешний вид полностью повторит серийный вариант. Единственным опознавательным знаком станет логотип с зеленым листком. А вот «начинка» стоит того, чтобы на ней остановиться поподробнее. Конечно, структурно все электромобили в мире похожи: электродвигатель, система управления, накопитель энергии. Но у каждого производителя имеются свои ноу–хау, которые держатся в секрете. Есть они и у нас.

— Во–первых, разработаны свои алгоритмы, заложенные в систему управления. А это очень сложный узел — многоуровневый, интеллектуальный, на основе микропроцессорных систем. Во–вторых, сделан свой электропривод. И, в–третьих, в перспективе будет использоваться отечественный накопитель электроэнергии. Над этим мы работаем в сотрудничестве с НПЦ по материаловедению НАН Беларуси. Там уже создан материал на основе графенов и есть опытные образцы накопителя. Его характеристики обнадеживают. В лабораторных условиях он показал высокую эффективность при меньшей стоимости по сравнению с аналогами. Так что отечественный электромобиль будет чисто белорусским, — подчеркивает Сергей Поддубко.

Это важный момент и с точки зрения законодательства Таможенного союза, которое устанавливает конкретные условия для промышленной сборки. Согласно им уровень локализации, то есть производства компонентов для нее внутри страны, должен достигать 70%. В случае с Belgee electro на это делается акцент еще на стадии разработки.


Предполагается, что наш электрокар будет развивать скорость до 90 км/ч, а одной зарядки ему хватит на пробег в 150 километров. Уровень шума — низкий. Кстати, бесшумность электромобилей, которая, казалось бы, должна стать преимуществом, оказалась их проблемой. Окружающие, которые привыкли к «звучанию» машин, просто не реагируют на его движение. Поэтому шум приходится имитировать, добавлять искусственно. Из плюсов — экономия на заправке: траты на нее будут во много раз меньше, чем у владельцев бензиновых или дизельных машин. Также электромобиль гораздо проще в эксплуатации и обслуживании. Все его компоненты герметичны, не требуют трудоемкого технического обслуживания.

Но есть и два существенных минуса, в принципе тормозящих развитие электротранспорта во всех странах: неразвитая инфраструктура сети зарядных станций и высокая на сегодня стоимость.

— Пока стоимость электромобилей значительно выше обычных. Например, цена серийного Belgee — около 13 тысяч долларов, а в электроварианте — ориентировочно около 30 тысяч. Существенная разница объясняется новыми применяемыми технологиями, новыми материалами, отсутствием массового производства компонентов. Но цена быстро уменьшается. Совершенствуются накопители, удешевляются сами двигатели, — Сергей Поддубко полагает, что, когда производство выйдет на серийный уровень, стоимость будет приемлемой. — За рубежом производят электротранспорт чаще под заказ, например, городов, которые заботятся о своей экологии. Во всем мире для стимулирования развития этого вида транспорта есть налоговые преференции на уровне государства, компенсации, удешевление энергии для зарядки. У нас, к сожалению, такой практики нет, но, думаю, это дело будущего.

Пока же инициаторы в качестве перспективы по использованию отечественных электромобилей видят проект по созданию в городах электротакси. Город сам может ввести преференции для развития экологически чистого таксопарка, закупить такие автомобили и создать сеть зарядных станций. Ведь Минск уже идет по пути улучшения своей среды, например, приобрел около десяти автобусов на газомоторном топливе, они успешно эксплуатируются и выбросов в атмосферу меньше. Но чтобы говорить об электротакси предметно, сначала нужно показать сам автомобиль с хорошими характеристиками. Монтаж электромобиля начнут уже в конце этого года, а весной планируются его испытания на полигоне. Если все пойдет по плану, то к концу 2017–го его продемонстрируют публике.

На предприятии «Белкоммунмаш» уже сделаны две модели электробуса Vitovt, которые будут работать в Минске, подзаряжаясь на конечных станциях. На городские маршруты они выйдут в декабре, а в 2017 году их будет курсировать уже 20.

Зарядной станцией для электромобилей может быть и обычная розетка, но все же популярность таких авто зависит и от городской «зарядной» инфраструктуры. Пока ее у нас, можно сказать, нет. Работающих станций единицы: бесплатная, принадлежащая компании E–cars в Минске, на АЗС в Ошмянах и Гомеле, на 57–м километре трассы М6... Так что путешествовать на электрокаре по Беларуси вряд ли выйдет. И это проблема. В «Белэнерго» рассматриваются разные сценарии создания такой сети. Ведь развитие электротранспорта может стать одним из способов интеграции Белорусской АЭС в баланс нашей энергосистемы. Кстати, сейчас законодательство не накладывает никаких ограничений: коммерческую зарядку может сделать любой. Однако существующие тарифы на электроэнергию и отсутствие преференций делают это невыгодным.

Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

XIX Конференция пользователей систем MSC

01Сотрудники Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля института приняли участие в XIX ежегодной конференции пользователей «MSC Software: комплексные технологии виртуальной разработки изделий. Опыт применения на предприятиях СНГ и стран Балтии» (Москва).

Андрей Колесникович, Альберт Выгонный, Алексей Шмелев представили доклад «Методика валидации динамической модели и оптимизация привода управляемых осей многозвенного автопоезда в MSC.ADAMS». По итогам конкурса доклад занял II место и отмечен сертификатом, врученным докладчику и соавторам на церемонии закрытия форума.

Справочно. Корпорация MSC Software является мировым лидером в разработке и поставке программных продуктов, систем и услуг в области компьютерных систем инженерного анализа (САЕ). Для повышения эффективности применения компьютерных систем инженерного анализа корпорация MSC Software во всем мире проводит ежегодные конференции пользователей. На XIX конференции были представлены последние достижения и разработки пользователей программного обеспечения MSC.Software при решении задач анализа конструкций и виртуального моделирования сложных машин и механизмов на различных этапах проектирования, производства и эксплуатации, а также последние новшества программного обеспечения MSC Software и дальнейшие планы его развития.

По информации организационного комитета, на конференцию заявлено 454 участника из 104 организаций, 34 городов и 4 стран. В форуме приняли участие представители различных отраслей промышленности, включая аэрокосмическую, энергетическую, авиастроение, автомобилестроение и общее машиностроение (ПАО «Туполев» г. Москва, АО «РКЦ «Прогресс» г. Самара, ПАО «НПО «Сатурн» г. Рыбинск, АО Нижегородский авиазавод «Сокол» г. Нижний Новгород, АО «ОКБМ Африкантов» г. Нижний Новгород, SIACENTRECOMPOSITE г. Рига ООО, «Прогресстех-Дубна» г. Дубна и др.), и ведущих технических ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ (Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород; Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва; Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), г. Санкт-Петербург; Московский политехнический университет, г. Москва и другие).

По правилам композиции

За несколько часов создать корпус квадрокоптера с нуля из многослойного композита, представить стратегию по выводу на рынок детали для беспилотника и в кратчайшие сроки рассчитать прочность его элементов довелось команде молодых ученых, принявших участие в первом чемпионате мира по композиционным материалам Composite Battle World Cup 2016 в Казани.

 1Создание композитов — многокомпонентных и обладающих уникальными свойствами материалов — на вершине мировых научных тем. С развитием технологий это направление вышло за рамки аэрокосмической и оборонной промышленности и все чаще задействуется в повседневной жизни. При изготовлении спортивных снарядов (например, профессиональных хоккейных клюшек), посуды, мебели, транспорта, смартфонов...

Чемпионат мира, собравший 15 команд из девяти стран, включая Россию, Беларусь, Германию, Италию, Индию и Китай, своей целью ставил кооперацию молодых ученых, занятых в этой области, и конверсию — переход технологий на гражданские рельсы. Первое состязание было решено посвятить 55–летию полета человека в космос.

В белорусской команде «CompAS» было семь участников — представителей Объединенного института машиностроения и НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси. Всем им еще нет 30 лет, таковы условия. Состязание состояло из нескольких этапов.

Например, капитан команды Полина Золотая на английском языке представляла бизнес–проект по коммерческому продвижению на рынок композитного воздушного винта для беспилотников. Причем эта деталь — реальная разработка нашего Центра многофункциональных беспилотных комплексов.

Дмитрий Орда, еще один участник команды, поясняет: «Сейчас все винты изготавливаются из дерева, мы же предлагали вариант, сделанный полностью из углеродной ткани со специальной пропиткой. Это упрощает его производство, ведь дереву сложно придать нужную форму и характеристики». Бизнес–стратегия учитывала анализ рынка, просчет рентабельности и прочее. А, например, Алексею Омелюсику в другом конкурсе нужно было рассчитать рессору беспилотника, подобрать параметры укладки композита уже на заданных условиях.

По словам Олега Елового, заместителя генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН, приглашенного на чемпионат в качестве эксперта, жюри было впечатлено выступлением белорусов. Особо отмечалась творческая научная жилка, которая теряется во многих странах. В результате мы заняли четвертое место из пятнадцати. Закономерный итог — приглашение на очередной мировой чемпионат, который пройдет в следующем году в Китае. Не менее ценны и международные контакты, которые наши ребята смогли завязать в атмосфере творчества и взаимного интереса.

 

Советская Белоруссия № 215 (25097). Среда, 9 ноября 2016 

Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА

Автор фотографии: Александр СТАДУБ

Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/obshchestvo/article/po-pravilam-kompozitsii.html

Чемпионат мира по композитам Composite Battle World Cup Kazan 2016

privewМолодые ученые Объединенного института машиностроения НАН Беларуси в составе сборной команды Национальной академии наук Беларуси 29 октября 2016 г. примут участие в Чемпионате мира по композитам Composite Battle World Cup Kazan 2016 и международной конференции по композитным технологиям (г. Казань, Российская Федерация).

В состав команды «CompAS» помимо четырех представителей Объединенного института машиностроения НАН Беларуси входят работники Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов. Руководитель делегации — заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Олег Еловой, эксперт конкурса; докладчик на конференции — главный инженер НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов Михаил Лузан.

В Программу чемпионата включены: брейн-ринг — интеллектуальные соревнования по ответам на скорость, технологический конкурс — изготовление изделия из композитов, расчет конструкции — проектирование и расчет на прочность композитной конструкции, бизнес-кейсы — конкурс идей по коммерциализации композитных разработок.

Кроме того, участники чемпионата представят «домашние задания» — видеоролик о команде, бизнес-кейс, а также примут участие в конкурсе капитанов.

Для гостей планируется проведение мастер-классов специалистов-композитчиков мирового уровня, конкурса инноваций школьников, экскурсионная программа.

Напомним, что Чемпионат мира по композитам проводится впервые. В нем примут участие молодые ученые и специалисты из 15 стран, в том числе из России, Беларуси, Германии, Индии, Италии, Казахстана, Китая и других.

По мнению организаторов, цели чемпионата — дальнейшая популяризация и продвижение отрасли композиционных материалов среди молодых инженеров и студентов, развитие кадрового потенциала отрасли в рамках импортозамещения.

Желаем участникам конкурса упорства, убедительных побед и ярких впечатлений!

Сайт Composite Battle World Cup Kazan 2016 — http://cb.emtc.ru/

Программа конгресса «Механика-2016»

progr ris

Уважаемые коллеги!

На сайте института в разделе «Конгресс-2016» размещена программа VII Белорусского конгресса по теоретической и прикладной механике «Механика-2016».

ПРОГРАММА КОНГРЕССА

Новая методология конструкторской мысли

1 3dПожалуй, каждому автомобилисту, равно как и всем тем, кто сталкивался в своей жизни с ремонтом какой-либо техники, после изнурительных поисков сломавшейся или утерявшейся детали незамысловатой формы приходила в голову мысль «как же здорово иметь под рукой такое устройство, которое может в точности воссоздать нужную тебе деталь». Именно таким устройством является 3D-принтер. С недавнего времени таким собственным принтером обзавелся Объединенный институт машиностроения (ОИМ) НАН Беларуси.

Сегодня этот принтер полезен для создания презентационных масштабных макетов разрабатываемой мобильной техники, то есть для сопровождения работ отдела дизайна и проектирования Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) ОИМ НАН Беларуси.

При разработке нового дизайна можно продемонстрировать созданную 3D-модель на экране монитора, но эффективнее показать и проанализировать масштабную модель, которая изготавливается в том числе при помощи трехмерной печати. 3D-принтер позволяет изготовить изделия сложной формы, которые крайне сложно выполнить стандартными способами обработки материала. «Например, в модели троллейбуса это передняя часть корпуса, панель управления в кабине, – рассказывает директор РКЦМП ОИМ НАН Беларуси Алексей Шмелев. – А для компании Stadler недавно печатались тележки вагонов».

Некоторые детали макетов с течением времени приходится обновлять, что-то нужно переделывать, поэтому появившийся у института собственный 3D-принтер значительно упростил работу. Дело в том, что ранее сотрудникам отдела при выполнении задания по разработке макета приходилось обращаться к сторонним организациям, а это потеря времени и значительная (от 3 до 5 раз) переплата.

В отделе дизайна и проектирования имеется макетная мастерская, где из отпечатанных и раскроенных деталей собирается готовая макетная модель. Камера данного принтера позволяет печатать изделия размером 25х25х30 см. Крупногабаритные модели склеиваются из нескольких отпечатанных элементов. Вся обработка происходит в указанной макетной мастерской, где в данный момент, например, собирается перспективная модель седельного тягача МАЗ (в масштабе 1:5) в обновленном дизайне. Сборка ведется из нескольких десятков элементов, в том числе изготовленных на трехмерном принтере.

В планах отдела – изготовление масштабной модели разрабатываемой в центре мобильной машины для коммунальных служб, в которой применен перспективный дизайн. В данный момент разрабатывается ее трехмерная модель. Изготовление макета с использованием 3D-принтера запланировано на октябрь этого года. Печатающей машине предстоит месяц непрерывной работы.

Другое направление, где используется данный принтер, – изготовление опытных деталей, например, какого-либо узла для интеграции в уже работающую систему. Заместитель директора РКЦМП ОИМ НАН Беларуси Алексей Талалуев (на фото внизу) демонстрирует одну из недавних напечатанных работ – корпус перспективного блока управления системой активной подвески машины МЗКТ.

2 3dИ третье направление – работы по топологической оптимизации, которые сейчас ведутся совместно с холдингом «БелАЗ». Например, в конструкции самосвала имеется такая ответственная деталь, как передняя балка, на которую крепятся поворотные кулаки с колесами. «Мы искали решение значительно снизить ее вес, при этом не потеряв прочности, – рассказывает А.Шмелев. – То есть нужно было оптимизировать конструкцию и форму». В соответствии с расчетной схемой (нагрузки, режимы работы) была разработана новая модель, которая имеет ряд оригинальных решений.

Данный метод топологической оптимизации в последнее время стал очень популярен и во многом благодаря развитию аддитивных технологий, позволяющих изготовить деталь или конструкцию практически любой формы, без кропотливых технологических проработок. Каждый раз после построения оптимизированной 3D-модели очень важно увидеть ее наглядно, тут весьма кстати подходит трехмерный принтер. К сожалению, у БелАЗа сегодня нет возможности изготовить деталь в натуральную величину. Поэтому даже напечатанный образец значительно помогает конструкторам. Это новая методология в конструкторской сфере, освоение которой успешно продвигается в компьютерном центре.

«Ранее, когда мы презентовали какие-либо новые решения, например, на заводе, объяснять те или иные преимущества по картинке было весьма непросто, – рассказывает Алексей Васильевич. – Сейчас же мы имеем возможность подготовить напечатанный масштабный образец, который во время презентации передается из рук в руки и дает всем однозначное наглядное представление. Причем наши заказчики оценили данное преимущество и теперь помимо 3D-моделей они просят распечатать трехмерный образец на принтере».

Активно пользуются возможностями технологий 3D-печати и другие подразделения института при изготовлении как оригинальных, так и вышедших из строя деталей для разрабатываемых в институте приборов и оборудования. Найти такую деталь практически невозможно, а изготовить традиционными способами весьма затратно.

Таким образом, принтер ОИМ НАН Беларуси работает преимущественно по заказам НИОКР промышленности. Это притом, что подобные услуги также востребованы среди других организаций в структуре Академии наук. Например, понадобилось ученому изготовить образец какой-либо разработки, изделия и т.д., он обращается в ОИМ НАН Беларуси. Оформив соответствующий заказ и оплатив услуги, получает в кратчайшие сроки изделие, которое может продемонстрировать руководству, заказчику или на выставке. Но пока наши ученые либо не используют подобные современные технологии, либо обращаются в сторонние организации, в то время как такие работы могли бы выполняться на принтере, уже имеющемся в Академии наук.
То есть в идеале это высокотехнологичное оборудование должно работать по принципу созданных на базе НАН Беларуси центров коллективного пользования. При этом бы экономились деньги академических организаций, да и принтер окупался бы гораздо быстрее. А поскольку 3D-принтеров в организациях НАН Беларуси прибавляется (с различными характеристиками и возможностями), целесообразно ставить вопрос об их коллективном использовании для соответствующих целей.

Максим ГУЛЯКЕВИЧ
Фото автора, «Навука», № 33(2604), 15 августа 2016 г.

Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси объявляет приём в докторантуру и аспирантуру в 2016 году

diplom 1Государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» объявляет приeм в докторантуру и аспирантуру в 2016 году по специальностям:

ДОКТОРАНТУРА:

  • 01.02.06 – динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры – 1 место (обучение в форме соискательства).

АСПИРАНТУРА:

  • 01.02.06 – динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры – 1 место (заочная форма обучения);
  • 05.02.02 – машиноведение, системы приводов и детали машин – 1 место (заочная форма обучения).

Прием документов для поступления в докторантуру и аспирантуру осуществляется с 1 августа по 30 сентября 2016 года.

На период вступительных экзаменов для лиц, поступающих в аспирантуру, общежитие не предоставляется.

Правила приема в аспирантуру НАН Беларуси смотрите на сайте Института подготовки научных кадров НАН Беларуси.

Контактная информация:
Ответственный за ведение дел по аспирантуре – МАЛАШЕНКО Елена Семеновна;
тел.: +375 (017) 380 16 31
ком. 104, ул. Академическая, 12, г. Минск

Cовещание по вопросам внедрения разработок организаций НАН Беларуси

doclad3 июня 2016 года в НАН Беларуси под председательством Первого заместителя Председателя Президиума НАН Беларуси Сергея Чижика состоялось совещание по вопросам внедрения разработок организаций НАН Беларуси в серийном производстве предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь.

В мероприятии принял участие Министр промышленности Республики Беларусь Виталий Вовк, руководители ведомства, представители научных организаций и предприятий Академии наук. На совещании с презентацией конкретных разработок и проектов, которые уже сегодня готовы для внедрения на промышленных предприятиях страны, выступили представители: НПЦ НАН Беларуси по материаловедению, Института тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова, Объединенного института машиностроения, Физико-технического института, ГНПО порошковой металлургии, Института физики, Объединенного института проблем информатики и НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства.

На совещании с докладом «Разработки для машиностроительного комплекса» выступил генеральный директор Сергей Поддубко.

По результатам совещания будут сформированы предложения по совершенствованию дальнейшей совместной работы организаций НАН Беларуси и Министерства промышленности.

Источник: http://nasb.gov.by/rus/news/1169/

 

Контакты

ул. Академическая, 12, 220072,
г. Минск, Республика Беларусь

телефон: +375 (17) 370 07 49
факс: +375 (17) 366 02 41
e-mail: bats@ncpmm.bas-net.by