• 6666
  • 5555

Новая методология конструкторской мысли

1 3dПожалуй, каждому автомобилисту, равно как и всем тем, кто сталкивался в своей жизни с ремонтом какой-либо техники, после изнурительных поисков сломавшейся или утерявшейся детали незамысловатой формы приходила в голову мысль «как же здорово иметь под рукой такое устройство, которое может в точности воссоздать нужную тебе деталь». Именно таким устройством является 3D-принтер. С недавнего времени таким собственным принтером обзавелся Объединенный институт машиностроения (ОИМ) НАН Беларуси.

Сегодня этот принтер полезен для создания презентационных масштабных макетов разрабатываемой мобильной техники, то есть для сопровождения работ отдела дизайна и проектирования Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) ОИМ НАН Беларуси.

При разработке нового дизайна можно продемонстрировать созданную 3D-модель на экране монитора, но эффективнее показать и проанализировать масштабную модель, которая изготавливается в том числе при помощи трехмерной печати. 3D-принтер позволяет изготовить изделия сложной формы, которые крайне сложно выполнить стандартными способами обработки материала. «Например, в модели троллейбуса это передняя часть корпуса, панель управления в кабине, – рассказывает директор РКЦМП ОИМ НАН Беларуси Алексей Шмелев. – А для компании Stadler недавно печатались тележки вагонов».

Некоторые детали макетов с течением времени приходится обновлять, что-то нужно переделывать, поэтому появившийся у института собственный 3D-принтер значительно упростил работу. Дело в том, что ранее сотрудникам отдела при выполнении задания по разработке макета приходилось обращаться к сторонним организациям, а это потеря времени и значительная (от 3 до 5 раз) переплата.

В отделе дизайна и проектирования имеется макетная мастерская, где из отпечатанных и раскроенных деталей собирается готовая макетная модель. Камера данного принтера позволяет печатать изделия размером 25х25х30 см. Крупногабаритные модели склеиваются из нескольких отпечатанных элементов. Вся обработка происходит в указанной макетной мастерской, где в данный момент, например, собирается перспективная модель седельного тягача МАЗ (в масштабе 1:5) в обновленном дизайне. Сборка ведется из нескольких десятков элементов, в том числе изготовленных на трехмерном принтере.

В планах отдела – изготовление масштабной модели разрабатываемой в центре мобильной машины для коммунальных служб, в которой применен перспективный дизайн. В данный момент разрабатывается ее трехмерная модель. Изготовление макета с использованием 3D-принтера запланировано на октябрь этого года. Печатающей машине предстоит месяц непрерывной работы.

Другое направление, где используется данный принтер, – изготовление опытных деталей, например, какого-либо узла для интеграции в уже работающую систему. Заместитель директора РКЦМП ОИМ НАН Беларуси Алексей Талалуев (на фото внизу) демонстрирует одну из недавних напечатанных работ – корпус перспективного блока управления системой активной подвески машины МЗКТ.

2 3dИ третье направление – работы по топологической оптимизации, которые сейчас ведутся совместно с холдингом «БелАЗ». Например, в конструкции самосвала имеется такая ответственная деталь, как передняя балка, на которую крепятся поворотные кулаки с колесами. «Мы искали решение значительно снизить ее вес, при этом не потеряв прочности, – рассказывает А.Шмелев. – То есть нужно было оптимизировать конструкцию и форму». В соответствии с расчетной схемой (нагрузки, режимы работы) была разработана новая модель, которая имеет ряд оригинальных решений.

Данный метод топологической оптимизации в последнее время стал очень популярен и во многом благодаря развитию аддитивных технологий, позволяющих изготовить деталь или конструкцию практически любой формы, без кропотливых технологических проработок. Каждый раз после построения оптимизированной 3D-модели очень важно увидеть ее наглядно, тут весьма кстати подходит трехмерный принтер. К сожалению, у БелАЗа сегодня нет возможности изготовить деталь в натуральную величину. Поэтому даже напечатанный образец значительно помогает конструкторам. Это новая методология в конструкторской сфере, освоение которой успешно продвигается в компьютерном центре.

«Ранее, когда мы презентовали какие-либо новые решения, например, на заводе, объяснять те или иные преимущества по картинке было весьма непросто, – рассказывает Алексей Васильевич. – Сейчас же мы имеем возможность подготовить напечатанный масштабный образец, который во время презентации передается из рук в руки и дает всем однозначное наглядное представление. Причем наши заказчики оценили данное преимущество и теперь помимо 3D-моделей они просят распечатать трехмерный образец на принтере».

Активно пользуются возможностями технологий 3D-печати и другие подразделения института при изготовлении как оригинальных, так и вышедших из строя деталей для разрабатываемых в институте приборов и оборудования. Найти такую деталь практически невозможно, а изготовить традиционными способами весьма затратно.

Таким образом, принтер ОИМ НАН Беларуси работает преимущественно по заказам НИОКР промышленности. Это притом, что подобные услуги также востребованы среди других организаций в структуре Академии наук. Например, понадобилось ученому изготовить образец какой-либо разработки, изделия и т.д., он обращается в ОИМ НАН Беларуси. Оформив соответствующий заказ и оплатив услуги, получает в кратчайшие сроки изделие, которое может продемонстрировать руководству, заказчику или на выставке. Но пока наши ученые либо не используют подобные современные технологии, либо обращаются в сторонние организации, в то время как такие работы могли бы выполняться на принтере, уже имеющемся в Академии наук.
То есть в идеале это высокотехнологичное оборудование должно работать по принципу созданных на базе НАН Беларуси центров коллективного пользования. При этом бы экономились деньги академических организаций, да и принтер окупался бы гораздо быстрее. А поскольку 3D-принтеров в организациях НАН Беларуси прибавляется (с различными характеристиками и возможностями), целесообразно ставить вопрос об их коллективном использовании для соответствующих целей.

Максим ГУЛЯКЕВИЧ
Фото автора, «Навука», № 33(2604), 15 августа 2016 г.

Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси объявляет приём в докторантуру и аспирантуру в 2016 году

diplom 1Государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» объявляет приeм в докторантуру и аспирантуру в 2016 году по специальностям:

ДОКТОРАНТУРА:

  • 01.02.06 – динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры – 1 место (обучение в форме соискательства).

АСПИРАНТУРА:

  • 01.02.06 – динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры – 1 место (заочная форма обучения);
  • 05.02.02 – машиноведение, системы приводов и детали машин – 1 место (заочная форма обучения).

Прием документов для поступления в докторантуру и аспирантуру осуществляется с 1 августа по 30 сентября 2016 года.

На период вступительных экзаменов для лиц, поступающих в аспирантуру, общежитие не предоставляется.

Правила приема в аспирантуру НАН Беларуси смотрите на сайте Института подготовки научных кадров НАН Беларуси.

Контактная информация:
Ответственный за ведение дел по аспирантуре – МАЛАШЕНКО Елена Семеновна;
тел.: +375 (017) 380 16 31
ком. 104, ул. Академическая, 12, г. Минск

Cовещание по вопросам внедрения разработок организаций НАН Беларуси

doclad3 июня 2016 года в НАН Беларуси под председательством Первого заместителя Председателя Президиума НАН Беларуси Сергея Чижика состоялось совещание по вопросам внедрения разработок организаций НАН Беларуси в серийном производстве предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь.

В мероприятии принял участие Министр промышленности Республики Беларусь Виталий Вовк, руководители ведомства, представители научных организаций и предприятий Академии наук. На совещании с презентацией конкретных разработок и проектов, которые уже сегодня готовы для внедрения на промышленных предприятиях страны, выступили представители: НПЦ НАН Беларуси по материаловедению, Института тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова, Объединенного института машиностроения, Физико-технического института, ГНПО порошковой металлургии, Института физики, Объединенного института проблем информатики и НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства.

На совещании с докладом «Разработки для машиностроительного комплекса» выступил генеральный директор Сергей Поддубко.

По результатам совещания будут сформированы предложения по совершенствованию дальнейшей совместной работы организаций НАН Беларуси и Министерства промышленности.

Источник: http://nasb.gov.by/rus/news/1169/

 

Информационное письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

pismoИнформационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 02-09/141 от 14.03.2016 «О возможных последствиях нарушения требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины для работника».

Электронный вариант письма размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Подписан Протокол в области испытаний и сертификации автомототехники

Geely31 марта 2016 г. генеральный директор Сергей Поддубко по приглашению директора отдела маркетинга и продукции Международной корпорации Geely Чжэн Венда принял участие в Совещании по вопросам сотрудничества в области сертификации автомототехники (г. Москва).
Во время встречи с Никлом Лоу, генеральным директором по омологации Bereau Veritas Automotiv Prodact SBU, и Лай Юньцзяном, менеджером Geely Motors LLC по международной торговле, обсуждены вопросы:
– cертификация проектов Geely в 2016–2017 годах;
– оценка ресурсов и возможностей государств–членов Таможенного Союза;
– cертификация и тестирование проектов BELGEE CKD для локализации компонентов и проведения работ по испытаниям комплектного автомобиля;
– дальнейшее сотрудничество по созданию совместного предприятия для проведения работ по испытаниям.

Итогом встречи явилось подписание Протокола Совещания о создании совместного предприятия Technical Service Body (Орган по техническому обслуживанию) для проведения работ по испытаниям комплектного автомобиля на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси с участием Geely Motors LLC и Bereau Veritas Automotiv Prodact SBU.

Протоколом предусмотрено оформление и регистрация совместного предприятия, а также разработка стратегии и плана действий на 2016 год.

Подписано соглашениe в области исследования наземных транспортных средств

 

1В марте 2016 года генеральный директор Сергей Поддубко принял участие в 94-й международной научно-технической конференции «Беспилотные транспортные средства: проблемы и перспективы», которая прошла в НГТУ им. Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород, Россия) и выступил с докладом «Перспективы развития беспилотных транспортных систем в Республике Беларусь».

Во время встречи с Анатолием Грошевым, директором Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева, обсуждался достигнутый технический уровень в области создания беспилотных транспортных средств ведущими инжиниринговыми центрами Российской Федерации, было предложено рассмотреть вопрос интенсификации работ в области беспилотного транспорта и робототехники в Республике Беларусь.

Итогом визита явилось подписание соглашения о сотрудничестве государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» и НГТУ им. Р.Е. Алексеева в проведении научных исследований в области создания наземных транспортных средств, в том числе беспилотных. Соглашением также предусмотрена совместная работа в образовательной сфере.

Напомним, что конференция организована Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация автомобильных инженеров» совместно с Институтом сертификации автомототехники (ИНСАТ) и Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева (НГТУ). Основной целью конференции стали обмен информацией, обсуждение проблем и установление сотрудничества в области разработки, исследований, производства и эксплуатации беспилотных транспортных средств.

Вице-премьер Владимир Семашко посетил Республиканский полигон для испытаний мобильных машин

poligonСегодня Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко посетил Республиканский полигон для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. В данном мероприятии приняли участие Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков, Министр промышленности Виталий Вовк, Председатель ГКНТ Александр Шумилин и заместитель председателя Госстандарта Сергей Ивлев.

В ходе посещения генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко, директор полигона Сергей Кот и его заместитель по технической экспертизе Дмитрий Сидоренко ознакомили гостей со структурой и основными направлениями деятельности Республиканского полигона, его материально-технической базой. Были продемонстрированы разработки института и натурные испытания мобильной техники ряда белорусских машиностроительных предприятий — МАЗ, МЗКТ, Белкоммунмаш, Белджи. Вице-премьеру было доложено о результатах финансово-хозяйственной деятельности полигона в 2014–2015 годах и перспективах развития уникального по своим техническим характеристикам испытательного полигона.

Владимир Семашко принял личное участие в процессе полигонных испытаний автомобиля Белджи.

При обсуждении вопросов импортозамещения услуг по сертификации выпускаемой в Беларуси автомобильной техники и автокомпонентов к ней заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Владимиром Семашко дан ряд поручений Министерству промышленности, Государственному комитету по науке и технологиям, Государственному комитету по стандартизации, Национальной академии наук Беларуси, концерну «Белнефтехим». Среди них – подготовка крупного инвестпроекта по развитию полигона.

Особое внимание акцентировано на приоритетных задачах разработки перспективных видов новой техники, в том числе с использованием гибридных технологий и электропривода. Владимир Семашко поручил сформировать комплексные НИОКР по этой тематике.

По мнению вице-премьера, уже в ближайшее время необходимо определить перечень испытательного оборудования и средств измерений, необходимого для полноценного функционирования полигона. Это позволит полигону проводить испытания, а также весь комплекс работ по сертификации продукции не только отечественных автопроизводителей, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время в стране имеется ряд уникальных по своим возможностям испытательных лабораторий, мощности которых используются далеко не полностью и, как правило, единичными предприятиями. По мнению участников совещания, решить эту задачу позволит Программа создания в Республике Беларусь системы испытательных лабораторий в области автокомпонентов, при этом особый акцент должен быть сделан на электронных компонентах, в том числе относящимся к системам ЭРА-ГЛОНАСС. В этой связи были обсуждены вопросы кооперации между производителями автомобильной техники и предприятиями, которые имеют в своем составе специализированные камеры для оценки электромагнитной совместимости транспортных средств.

Перспективным направлением в деятельности полигона, которое может быть реализовано в среднесрочной перспективе, является организация работ по испытанию шин производства ОАО «Белшина». Сегодня белорусские производители шин свою продукцию испытывают в Испании, что оказывает существенное влияние на цену шин. Удешевить ее можно, создав на базе Республиканского полигона для испытаний мобильных машин полигон испытания шин.

  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24

Контакты

ул. Академическая, 12, 220072,
г. Минск, Республика Беларусь

телефон: +375 (17) 370 07 49
факс: +375 (17) 366 02 41
e-mail: bats@ncpmm.bas-net.by